Теперь несколько слов о впечатлениях после семинара.
Пожалуй, со времени приезда к нам самого Сугано сенсея я не открывал для себя столько нового в айкидо. И всё это за какие-то пару дней. Техника Тони поражает цельностью и глубиной. А методика, созданная Сейичи Сугано и дополненная Тони Смайбертом и Луи Ван Тигемом, снова и снова удивляет эффективностью. Как инструктор я раз за разом вижу её в действии на своих учениках и каждый раз удивляюсь её безотказности. Когда я впервые увидел «1-й патан» (связку «Ичи, но кен» Сугано сенсея), мне показалось, что это довольно нелепый набор движений. Слишком простой и примитивный. Было непонятно, зачем на это тратить время (надо сказать, на тот момент я был уже не полный профан в обращении с японским оружием. Имелся опыт в иайдо и 2-й дан Айкикай) — если ты уже научился бегло читать, зачем снова учить буквы и читать по слогам? Но начав работать по этой методике в своём додзё, я постепенно оценил её богатство и насыщенность. В эти простые «патаны» (так забавно бельгийцы произносят слово pattern — у нас прижилось) Сугано сенсей сумел вложить столько оттенков, такое невероятное количество навыков, которые получает ученик, выполняя их. Контроль дистанции, тайминг, работа центра, зансин, камаэ — можно долго перечислять. Тони сенсей перевернул моё представление о многих важных составляющих айкидо, раскрыл многие неясные ранее детали в методике Сугано сенсея. Глядя на Тони и Луи вместе, видя картину в целом, я понял многое из того, что мне было ранее непонятно на семинарах Луи сенсея. Вообще, это особенное чувство — находиться на татами рядом с мастером, который практикует айкидо дольше, чем ты живёшь на свете, и воспринимает его на уровне, который ты себе пока и представить не можешь. Это сложно объяснить человеку далёкому от айкидо или новичку. Наверное, так бы чувствовал себя учитель рисования из Саратова, окажись он на одном пленэре с Рафаэлем Санти.