Айкидо — искусство самообороны
Тезис сам по себе безобидный, но в сочетании с предыдущим мифом создаёт устойчивое и опасное заблуждение. Дескать, любой дохляк, записавшись в секцию айкидо, может никого не бояться «на улице», при этом оставаясь всё таким же дохляком, — ведь он теперь знает айкидо! Отделим зёрна от плевел, а мух от котлет.
Опыт айкидо может оказаться полезным при самообороне, но с вашей стороны будет неосмотрительно полагаться на него как на единственное универсальное средство.
Почему? Потому что в додзё айкидо вас не готовят к уличной драке. Здесь нет физических упражнений на силу и выносливость. Нет контактных спаррингов, а технические приёмы зачастую настолько рафинированы, что «как есть» мало подходят для практического применения.
Можно много рассуждать о самообороне как о понятии, о том, какое место в ней занимает психологическая готовность, в чём разница между умением драться и способностью выживать, или зачем вообще уметь обороняться, если на вас никто не нападает, но это отдельная тема. А на вопрос «Является ли айкидо школой самообороны?» в самом широком, понятном и ожидаемом смысле, я отвечу — нет.
* * *
Если отбросить штампы и нелепые фантазии, обычно от айкидо ожидают возможность изучать боевое искусство с минимальным риском получения травмы. Возможность поддерживать форму, приобрести ловкость, хорошую осанку — весь тот набор, дефицит которого ощущает каждый житель мегаполиса, жизнь которого проходит в коротких перемещениях от кресла к креслу.
И раз мы уже в общих чертах выяснили, чего от айкидо ожидать не стоит, можно перейти к тому, что же айкидо действительно даст как результат многих лет практики.
Айкидо — искусство, требующее сложной координации движений. Практика айкидо прекрасно развивает моторику, позволяет поддерживать общую физическую форму, мышечный тонус. Даёт телу необходимую нагрузку, столь нужную тем, чья профессия не связана с физическим трудом. То есть всё, что мы обобщаем понятием «физическая культура», — и это ясно каждому, кто приходит в додзё.
Однако не стоит рассматривать айкидо лишь как фактор поддержки физической формы. Помимо всем очевидных, лежащих на поверхности результатов, айкидо может принести вам что-то, чего вы и не подозревали вовсе.
Приведу пару примеров.
На татами мы постоянно находимся в тесном непосредственном контакте с другими людьми. Мы хватаем друг друга за руки, за одежду. Наши тела часто соприкасаются. Понятно: раз боевое искусство, значит захваты, броски и удары.
Но задумайтесь, как часто в повседневности мы прикасаемся к окружающим вне семьи? Вне узкого круга близких, хорошо знакомых людей. Что приходит в голову? Давка в транспорте? Стерильное официальное рукопожатие? Если вы ездите на личном автомобиле, а коллег приветствуете кивками и поклонами, то и это можно отбросить. Современные технологии позволяют минимизировать контакт с окружающими вплоть до полного исключения.
И многие этим пользуются, закрываясь от мира в своей маленькой ракушке с интернетом и заказанной пиццей. Часто подсознательно опасаясь всех этих незнакомых, непонятных, страшных «других людей». Межу тем отсутствие физического контакта с окружающими противоестественно для нашего вида. Оно обедняет общение, искажает личность. Но вот новичок приходит в додзё, и тут же его хватают за руки. И оказывается, физический контакт может быть не только враждебным или сексуальным. Оказывается, это не обязательно страшно или неприятно, — если вас хватает за руки незнакомый человек. Такой контакт поможет преодолеть робость в общении, научит лучше понимать окружающих на невербальном уровне, и ваша личность получит новый толчок к развитию в направлении, которого вы совершенно не ждали от боевого искусства.
Другим неожиданным аспектом айкидо может оказаться новая для вас среда общения. Я бы назвал это альтернативной горизонталью социальных связей. На татами вы встретите врача и пожарного, юриста и художника, профессора и студента, директора и клерка. И даже, если повезёт, председателя Правительства Российской Федерации. Причём иерархия в додзё может оказаться диаметрально противоположной той, что за его пределами: начальник может оказаться новичком, а его подчинённый — обладателем черного пояса. Это также может дать неожиданный опыт и возможности.
Не для всех очевидным может оказаться и другой социализирующий фактор айкидо. Воображая себя на тренировке, новичок представляет, что будет повторять технику вслед за учителем и только. Однако, придя в додзё, он столкнётся с гораздо более сложной схемой передачи знаний. Сэмпай помогает кохаю, вчерашний кохай вдруг, обнаруживает, что сам стал сэмпаем для очередного новичка. А порою и сенсей, посмотрев на учеников, откроет для себя что-то новое. Люди, вовлечённые в эту цепь отношений, обогащают друг друга ценным опытом и испытывают прекрасные эмоции, позволяющие превратить, казалось бы, тяжёлый труд в увлекательное занятие. Такие отношения в додзё являются хорошей моделью для отношений и за его пределами, что можно считать достойным вкладом будо в развитие нашего общества.