Но предположим, вы твёрдо уверены, что данный мастер есть воплощение вашего идеала, а данное видео идеально демонстрирует пик его физических возможностей — как по нему научиться?
Выражаясь метафорически, чем грешат все инструкторы айкидо, это всё равно, что по фотографии автомобиля построить у себя в гараже точно такой же. Вам видна лишь внешняя форма. Что эту форму наполняет, где проходит базовая линия, а где допустимые отклонения и в каком диапазоне они допустимы — всё это можно узнать только при методическом изучении предмета в додзё.
Как же обучающие видео? Ведь есть целые каналы, где вполне приличные мастера всё подробно объясняют шаг за шагом — разве по таким видео нельзя научиться? Нет, нельзя. Айкидо требует очень сложной координации, а ученик, когда ему показывают на небо, всегда смотрит на палец и только в додзё мастер при помощи руководящих подзатыльников и прочих педагогических приёмов может научить вас отличать это от того. А нужны такие видео совсем для другого, о чём мы поговорим во второй части, которая называется
Как изучать айкидо по видео.
Изучать айкидо по видео можно, как я и говорил раньше… То нельзя, то можно — не буду нагнетать дешёвую интригу, никакого парадокса тут нет. Видео — важный и полезный инструмент обучения. Современные технологии сделали его общедоступным, так что не пользоваться им просто глупо. Другое дело, что этот инструмент не работает отдельно от практики в додзё.
Видео можно, и весьма эффективно, использовать в качестве методички, или шпаргалки. Так вы можете получить объяснения мастера в додзё, а потом десять, или сто десять раз пересмотреть их на видео, не досаждая мастеру своей бестолковостью. Но круг замкнётся только когда вы вернётесь в додзё, покажетесь мастеру и он укажет вам на ваши ошибки.
Сам я довольно много времени провожу на Youtube, просматривая видео. И не только по айкидо и тем стилям, которые изучаю. Я отслеживаю тенденции, ищу новые формы, ищу соответствия в разных стилях БИ. Кое-что из этого приношу в своё додзё. Считаю это очень важной частью практики для преподающего мастера. Но я не рассматриваю этот процесс в качестве «обучения айкидо». Айкидо я учился по методике, разработанной Фудзитой сенсеем и под его личным и моего инструктора регулярным руководством. Теперь, изучая видео сенсея, я опираюсь на полученные базовые знания и не имею представления, как без них можно чему-то научиться, просто глядя на картинку.
Может показаться, что я говорю очевидные вещи, но к сожалению нелепые попытки изучать айкидо по видео всё ещё предпринимаются. Казалось бы им место в истории конца 80-х где они были вполне оправданы в виду отсутствия альтернативы, ан нет. Пытливые умы просто перешли с VHS на Youtube. Я не шучу. Недавно один молодой коллега спрашивал у меня, какое видео я могу посоветовать для подготовки к экзамену на 3-й дан.
Подготовка к экзамену. На 3-й дан. По видео! И такое всё ещё бывает. Нет, конечно не в Санкт-Петербурге и не в Москве. Это уж был бы совсем клинический симптом. На периферии, конечно. Там, куда не дотянулись крупные организации. А если и дотянулись (в России сегодня только признанных организаций Айкикай 20 (!) штук), то формально.
Ладно, а как тогда быть тем, кто живёт «в глухой провинции у моря»? Мастера не приезжают, по видео, говорят, нельзя, а айкидо изучать хочется. Может быть москвичам проблема покажется надуманной, но жители России — да, это сарказм, вам не показалось — жители России меня поймут. Кому будет сдавать экзамен человек, готовившийся по видео? Заезжему сихану, посетившему с семинаром ближайший крупный город. Как такие экзамены принимаются? Из уважения к приглашающей стороне, зажмуря глаза. А как ещё можно принимать экзамен у человека, которого впервые видишь? В результате происходит девальвация ценности чёрных поясов и снижение уважения к айкидо в целом.
Нешуточный вопрос, между прочим. В айкидо, вообще, редко встречается ясная методика преподавания. На мой взгляд удручающе редко. А чему можно научиться, раз в год посещая семинары случайных мастеров? Мне часто приходилось встречаться с такими адептами: «Я хожу на разные семинары, у всех учусь понемногу». В результате в голове каша. «Чушь, муть и компот». Раньше я развлекался, задавая им простые вопросы про кокю и тайсабаки. Потом перерос это ребячество. Но если от проблемы отвернуться, она не исчезает.