Возможно кому-то из коллег не понравится то, что я сейчас скажу — найдите ближайший к дому зал, вот вам и айкидо! Лично я в своё время так и поступил и ничуть не жалею. Какие минусы у этого способа? Они, конечно, есть. Рядом с вашим домом под вывеской «Айкидо» может оказаться всё что угодно. Учитель, мастер, который изменит всю вашу жизнь. А ещё самоучки, неумехи, сектанты, вымогатели — как говорится, «Куда конь копытом, туда и рак клешнёй».
Давайте же попробуем, как я люблю, отделить агнцев от козлищ, а мух от котлет. Нет, я не собираюсь открывать портал в ад, созывая «комиссию по этике айкидо». И дело не в том, что я толерантно отношусь к шарлатанам. Просто чтобы «выводить на чистую воду» нужно самому быть на уж о-очень чистой воде, а такое сомбреро, я извиняюсь, не по всякому Хуану. И никакие официальные и не очень документы тут не помогут. Потому что есть, к примеру, у меня диплом Айкикай, где написано, что я 4 дан. О чём это говорит стороннему наблюдателю? Да ни о чём! Кроме того, что у меня есть такой диплом. Как мы прекрасно знаем, за забором не всегда лежит то, что написано на заборе. Тем не менее, принадлежность инструктора к крупной и, жеательно, имеющей международное признание организации сильно снижает вероятность того, что он окажется шарлатаном. Сильно, но не до нуля.
Вот я раскидал камни по всем огородам, а на вопрос так и не ответил. Сейчас перейду к самому главному!
А главное тут в том заключается, что при выборе зала, то есть инструктора айкидо, не так и важно какой у него дан и кто называет его крутым мастером. Поясню на абстрактном примере. К примеру, есть один абстрактный «великий мастер», который познал дзен, айкидо и высшую благодать. И есть у него абстрактный ученик, которого я гипотетически знаю уже несколько лет. И на протяжении всех этих лет я не наблюдаю у него никакого развития, за исключением очередных кю и данов. И уж простите, если бы этот «мастер» был реальный человек, я бы назвал его шарлатаном, какими бы он там дипломами не потрясал. Потому что он ничему не учит, а лишь журчит о гармонии. Но фишка в том, что этому гипотетическому ученику того и надо. Ему нравится слушать о гармонии, постить в инстаграм фоточки в хакаме и чувствовать себя духовной личностью, не сильно при этом напрягаясь. А в моём дозё ему не понравится — здесь придётся вкалывать. Так что с каким бы презрением я ни относился ко всем этим «гармонистам», я искренне рад за людей, которые заняты тем, что им нравится. Если, конечно, они не мешают мне заниматься моим любимым делом.
Возможно я слишком резко высказался? Коллеги могут обидеться? Ладно, смягчу. Если вы в вашем додзё вкалываете, моё презрение не к вам, даже если у нас с вами и разные взгляды на айкидо. А если нет, то нечего смягчать — вы просто сорняки на поле, на котором я тружусь последние 20 лет, плевал я на вас и тамбовский волк вам коллега.
И вот вам тот самый совет: Если при выборе инструктора вы готовы пойти на шаг дальше, чем найти ближайший к дому зал, потратьте время и посетите несколько залов. И выберите того мастера, который вам больше понравился как человек. Потому что какое там у него айкидо вы всё равно не скоро разберётесь. И это не ирония.