Когда-то, будучи новичком в айкидо, я не без трепета рассматривал будо паспорта старших товарищей, испещрённые отметками о семинарах. Мне они тогда представлялись свидетельством огромного опыта и эксклюзивных знаний. Сейчас, когда мой собственный будо паспорт довольно густо исписан, отношение несколько изменилось. Я уже не воспринимаю семинар как место, где обязательно научусь чему-то новому. Нет? Нет. И да. И да и нет :)
Давайте разберёмся. Чтобы избежать дешевой интриги, сразу сформулирую суть: Я убеждён в том, что посещение семинаров нельзя рассматривать, как способ изучения будо. В основе любой хорошей школы лежит база. Простые движения и приёмы и теория, которая их связывает. А ещё методика, которая позволяет этому учить и учиться. Это не передаётся воздушно-капельным путём, или за один уикэнд занятий раз в году. Для того, чтобы стать мастером, вам нужно выбрать (и это уже непросто) учителя и следовать за ним, регулярно, а не раз в году. Конечно же, семинары куратора важны, но для вашего личного прогресса важнее именно регулярные занятия в додзё.
Лишь большой опыт теории, практики и преподавания будо может позволить вам понять суть незнакомой техники «на глаз». Принципы, на которых выстроено движение, границы допущений, где базовая линия, а где отклонение по ситуации — всё это требует методического изучения в додзё. Иначе в результате получается энтузиаст с кашей в голове, пышущий гордостью за свой пёстрый будо паспорт и «знания», которые на поверку оказываются винегретом из не пойми-чего.
Так что, семинары не нужны? Конечно же нужны. На семинаре вашего куратора вы уточняете направление, в котором двигаетесь. А семинары других мастеров — для расширения кругозора, для новых впечатлений и знакомств, для сравнения своей техники с другими мастерами и учениками, для нового взгляда на знакомые предметы. И хотя с опытом восприятие и меняется, для меня семинар по-прежнему остаётся праздником!